НГАНАСАНЫ
Самоназвание: ня ( "человек, товарищ"),
в дореволюционной литературе - авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси, самоеды-тавгийцы
Численность: 687 человек
Регион проживания: Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Красноярского края.
Язык: Язык нганасанский (тавгийский) самодийской группы уральской семьи.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Нганасаны полагали, что души маленьких детей — легкие, умеющие летать как птицы. Поэтому если, не дай бог, ребенок умирал, хоронили его по-особенному — на дереве. Сколачивали ящик-гроб и укрепляли среди ветвей — чем выше, тем лучше. Оттуда детской душе будет быстрее и легче подняться в счастливый верхний мир, на небо. Такие могилы встречаются на Таймыре и сейчас — специальных локальных кладбищ у нганасан не существует…
ГОВОРИМ
По-Нганасански
Расставание больней, чем [попадание] стрелы нганасанского лука
Слово как нож без ножен, поэтому будь осторожен, когда говоришь
Когда свое слово не держит человек, то ему доверия нет
На одежду свою заплатки накладывай не [тогда], когда пришла пора охотиться
Иногда необходимо слушать и дерево, и железо
Если каждый день жевать язык, и он покажется горьким (т. е. плохо без еды)
Язык без костей похож на лисий хвост
Я своего оленя, если даже пять лет пройдет, узнаю
Если с соседом враждовать — плохо: лук из рук выпускать не будешь
Человек, который всегда бранится, похож на лодку, которая оторвалась от берега
Умный не покажет и виду, что обижен
Белый туман может спрятать и черные сани
ПЕРСОНАЖ
Нганасан
- ловец оленей
Красноярский край
Глухая двойная малица лу, сшитая из белой оленьей шкуры и отороченная белым мехом собак, которых для этого разводят специально.
Меховые натазники нингка, обувь файма без выема в подъёме из белых камусов, подошвы - из оленьих лбов. Надета поверх меховых чулок тангада.